Вместо розог. Дисциплина является средством адаптации ребенка, она составная часть его жизни. Это приспосабливание к окружающему миру длится по-разному, но примерно до полного созревания. В тот период ребенок приобретает привычки и манеры поведения, которые устраивают социальную среду.
Дети обладают огромной, неизмеримой биологической и психической энергией. Если они научатся правильно ее использовать, то будут счастливы. Если же в погоне за удовольствиями упомянутая энергия растрачивается не так, как следует, то им придется в будущем вступать в конфликт со своей средой в течение всей своей жизни.
Дети обладают огромной, неизмеримой биологической и психической энергией. Если они научатся правильно ее использовать, то будут счастливы. Если же в погоне за удовольствиями упомянутая энергия растрачивается не так, как следует, то им придется в будущем вступать в конфликт со своей средой в течение всей своей жизни.
Во всем этом важнейшую роль и задачи выполняют родители, а в сущности, вся семья и близкие родственники. Перед родителями стоит задача сформировать у ребенка самодисциплину и самоконтроль, иначе говоря, зрелое поведение. Такое поведение поможет ребенку использовать свою энергию в полезных и социальных целях. Естественно, добиться этого не просто, однако практически это возможно.
Правила воспитания детей. Для того чтобы правильно и согласованно воспитывать детей, родители обязаны придерживаться определенных правил. Вот некоторые из них: Отец и мать должны быть единодушны и последовательны в своих дисциплинарных мерах, с тем, чтобы у ребенка не терялось чувства уверенности.
Взрослые должны служить примером детям своей дисциплинированностью в поведении.
Родители должны помочь ребенку понять, почему перед ним ставятся определенные требования.
Родители должны правильно определить время для установления определенных правил и порядка для ребенка. После грудного периода, на втором и третьем году жизни ребенок многие действия и поступки перенимает от взрослых автоматически. В это время ребенка нужно без предварительных вопросов ставить в такие условия, чтобы он выполнял данные поручения. Его нужно просто сажать за стол и поставить перед ним еду, если время для этого подошло. Однако позже, в возрасте 12—13 лет уже не надо почти ничего навязывать ребенку для беспрекословного выполнения. Большую пользу принесет предварительный вопрос: «Не можешь ли...» В такой постановке дети воспринимают позицию родителей как свою.
Если ребенка хотят к чему-то приучить, то это делается таким образом, что за правильный поступок его подчеркнуто хвалят, а за нехорошее поведение лишают каких-либо преимуществ.
Если ребенка заставляют что-то делать, то он должен быть уверен, что это делают любя. Он должен понять, что это принуждение относится к нужному действию, а не к нему.
Ни в коем случае нельзя применять угрозы, как например: ребенка не будут любить, его бросят, выгонят.
Нельзя употреблять унизительные сравнения, насмешки, применять чрезмерное осуждение и телесные наказания, лишение пищи или необходимых карманных денег, угрожать будущим наказанием и др. В этом случае ребенок становится слишком боязливым, что проявляется не сразу.
Терпеливость родителей является очень важным фактором в воспитании ребенка. Ребенку нужно достаточно свободы для развития личности, причем, чем он старше, тем ее требуется больше. На благо своего ребенка родители часто приспосабливают и свое поведение, и свою деятельность, и весь свой уклад. Такие разумно терпеливые родители создают добрые отношения между собой и ребенком и вообще в семье. Дети в таких семьях находчивы, готовы к сотрудничеству, достаточно уверены в себе и вообще хорошо приспособлены к жизненным ситуациям. Они проявляют упорство и не боятся ответственности. Такие дети не проявляют невротических реакций, как дети, воспитанные авторитарно, слишком строгими родителями.
Между тем, когда мы говорили, что родители должны быть терпеливыми, мы не имели в виду, что они должны быть слишком уступчивыми.
Слишком уступчивые родители. Такие родители вместо того, чтобы «вести» ребенка являются сами «ведомыми» малышом, принимая ранние амбиции и идеи ребенка, вместо того, чтобы прививать ему свои принципы. Таким образом, терпеливость не должна заходить слишком далеко и доходить до небрежения. Такие родители, как правило, не имеют устойчивой позиции в отношениях с ребенком, который, имея таких родителей, как правило, эгоистичен, слишком требователен, склонен к тирании и ожидает постоянного внимания к своей особе, приверженности и оказания ему услуг.источник |