Ребенка насильно заберут из приемной семьи?
Трехлетний Максим живет у приемных родителей уже год. Он называет Татьяну и Александра Ильюшенко – "мама” и "папа”. Когда мальчик попал в семью из детдома Ленинского района, он не умел разговаривать. Трудно поверить, что этого любознательного и жизнерадостного ребенка чуть было не причислили к "отсталым” детям.
Денег жалко?
Жизнь детей в приемных семьях – тема очень деликатная. Обратиться к журналистам Татьяну Николаевну вынудило одно обстоятельство: она боится, что органы опеки отдадут Максима обратно в детдом. И вовсе не потому, что Ильюшенко – плохие родители. За год никто из чиновников к ним домой не приходил и детей в глаза не видел. Кроме Максима, в этой семье подрастает другой приемный ребенок – трехлетний Коля. По поводу него претензий к приемным родителям нет.
"У Максима есть неврологические заболевания, его даже на день нельзя отдавать в детский дом, – переживает Татьяна. – За год он для нас родным стал. Я ушла с преподавательской работы, чтобы больше времени ему уделять. Сейчас веду детский кружок в Доме творчества”.
Татьяна с мужем живут в частном доме в Сормовском районе. Александр – подполковник МВД. За его плечами – семь командировок в Чечню. Родные дети в этой семье уже выросли. Сын Василий заканчивает пятый курс Екатеринбургского артиллерийского училища, а дочь Анна получила высшее юридическое образование, работает в милиции. Татьяна и Александр решили, что смогут вырастить еще двоих ребятишек, лишенных родительского тепла.
Приемная семья получает не только пособие на ребенка, но и зарплату. Из-за ее размера у нескольких семей разгорелся конфликт с министерством образования Нижегородской области. Дело в том, что у приемных родителей, договор с которыми заключался до 1 сентября 2007 года, зарплата по закону составляла 3 МРОТ. (На сегодняшний день, когда МРОТ повысили до 2300, это 6900 рублей). Конечно, сумма для бюджета не маленькая. Тем же Ильюшенко, учитывая зарплату и детские пособия, причитается больше 12 тыс. рублей на каждого ребенка. Но в прошлом году зарплату приемных семей в МРОТах пересчитали в рублях. Получилось на тот момент 3300 на каждого ребенка в соот-ветствии с законом.
В январе 2008 года Ильюшенко и еще несколько семей отказались подписать дополнительное соглашение, которое ухудшало условия оплаты труда приемных родителей.
Несогласные – марш!
В подобной ситуации оказались семь семей, отказавшихся перезаключать договор на меньшую сумму. "Несогласными” оказались супруги Устимовы и Шашнины из Арзамасского района, Светлана Кудрявцева из Лукоянова, Марина Киреева из Дзержинска, Ирина Потапова и Елена Шишмарева из Нижнего Новгорода. (Кстати, Елена – председатель правления ННРО "Ассоциация приемных родителей” – первой взяла к себе ребенка по проекту, инициированному ННТВ и лично тогда ее руководителем Ольгой Носковой, "Дадим дом детям”). Их-то и вызвали 14 апреля в министерство образования для серьезного разговора. Причем, незадолго до этого арзамасские семьи выиграли несколько судов с органами опеки из-за этих денег.
"5 мая у нас истекает договор, и начальник управления молодежной политики Николай Серагин заявил, что Максим "безо всяких причин и оснований” окажется в детдоме, – возмущается Татьяна Николаевна. – Уже с 1 января 2008 года мы перестали получать пособие на Максима. На нас оказывали давление, чтобы мы подписали допсоглашение. Мне сказали, что есть только один выход оставить ребенка в семье – усыновить его, "если он вам так дорог”. Но до 5 мая мне никак не успеть оформить документы. Мы не пошли на усыновление сразу, так как не хотели лишать ребенка тех льгот, которые ему положены от государства – жилья и права на бесплатное образование”.
Конечно, за усыновленного ребенка ни пособие, ни зарплату приемным родителям платить не надо. Возможно, причина в том, что у министерства банально не хватает денег, и оно пытается вписаться в существующий бюджет. "Дело не в деньгах, мы согласны совсем отказаться от зарплаты, – говорит Ильюшенко. – Только оставьте нам ребенка”.
Александра НИКИТИНА.
Фото Михаила Шибарова.
Елена Поляшова, начальник управления образования администрации Сормовского района:
– Буквально на днях прошел объезд 5 семей, в которых находятся приемные дети, комиссией районной администрации. В состав этой комиссии были включены глава района Михаил Самойленко, а также районный педиатр Маргарита Степанова. Такие объезды должны проводиться регулярно, но поскольку дети в семьях находятся недавно, процедура проходила в первый раз. Итоги пока хорошие.
Все дети ухоженные, у них много игрушек, приемные родители следят за их здоровьем. И это особенно важно, ведь многие из этих де
тей – больные. Всего в районе 8 приемных семей, в которых находятся 11 детей. Что касается конкретной семьи Ильюшенко, то такие дела за один день не решаются. Здесь требуется серьезный, системный подход.
От редакции:
К сожалению, получить официальный комментарий министерства образования к моменту подготовки газеты к печати нам не удалось, поэтому, как сложится судьба других приемных семей, оказавшихся в подобной ситуации, мы не знаем. Но мы будем отслеживать ситуацию и держать читателей в курсе. blogs.mk.r
|